Рейтинг@Mail.ru
Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
    • Педтехнологии
    • Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
     Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатные рефераты новое!
А знаете ли Вы, что такое «» в Физике?

Мастер-класс «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»

Дечева Е.В., преподаватель физики. Реиональный многопрофильный колледж г.Ставрополь


 
 

Учитель: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Теплопроводность».

Но сегодня перед вами не учитель, а сказочник

К залу: И вот она интрига урока!

Итак… Стояла суровая русская зима…

Отгадайте загадку: «Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает».

Учащиеся: Это снег!

Учитель: Верно! Сегодня речь пойдет именно о нем, а почему?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

К залу: Очень хорошо, когда учащиеся на уроке строят предположения, выдвигают гипотезы.

Учитель: Ну что-ж, я уверена что в течение урока вы сможете ответить на этот вопрос.

К залу: В этой фразе моя постановка цели урока.

Учитель: Попытайтесь ответить, что такое теплопередача?

Учащиеся: Это передача теплоты (энергии) от одного тела к другому.

Учитель: Правильно. Существует три вида теплопередачи: теплопроводность, излучение и конвекция. И сегодня мы говорим о теплопроводности. Давайте посмотрим опыт. (Демонстрация металлического стержня со спичками, прикрепленными воском, который нагревается спиртовкой одного конца). Как вы думаете, почему спички отпадают одна за другой?

Учащийся: Энергия постепенно передается от одного участка тела к другому.

Учитель: Вспомните, что все тела состоят из молекул и при нагревании их скорость движения увеличивается. В частности в металлическом стержне это скорость колебания частиц около положения равновесия. Так каким же образом происходит передача энергии от одной части тела к другой при теплопроводности?

Учащийся: Энергия передается от молекулы к молекуле.

Учитель: А происходит ли перенос вещества при этом?

Учащийся: Нет, перенос вещества не происходит.

Учитель: Значит можно сделать вывод что теплопроводность – это…

Учащийся: Теплопроводность – это передача энергии от одной части тела к другой без переноса вещества.

Учитель: Энергия, которая передается при теплопередечи от одного тела к другому называется количеством теплоты и обозначается буквой Q, измеряется в джоулях и рассчитывается по формулам…

Учитель: А как вы думаете, какие вещества, твердые, жидкие или газообразные, обладают лучшей теплопроводностью, а какие хуже и почему?

Учащийся: Твердые тела обладают лучшей теплопроводностью, т.к. расстояние между их молекулами меньше, чем у жидкостей и газов. А худшей теплопроводностью обладают газы.

Учитель: «Пес космат – ему тепло, мужик богат, ему - добро». Почему тепло косматому псу?

Ученик: Косматая шерсть пса содержит между шерстинками воздух, который является теплоизолятором и препятствует теплообмену между телом пса и окружающей средой.

Учитель: Вот почему зимой мы носим шубы. Следующая пословица: «Много снега – много хлеба». Объясните ее физический смысл.

Ученик: Снег обладает плохой теплопроводностью, поэтому сохраняет озимые от вымерзания в сильные морозы.

Учитель (демонстрируя таблицу): Действительно снег из всех твердых материалов обладает малой теплопроводностью, за исключением опилок.

Учитель: Итак, стояла суровая русская зима. На битву выехал немец Ганс в стальных доспехах и русский мужик Иван в бараньем тулупе. Кто замерз по дороге и не доехал до места битвы? Ответ обоснуйте.

Учитель: А теперь работа по группам. Внимательно прочитайте свои задачи и объясните их.

Учащиеся решают качественные задачи.

К залу: Решение качественных задач по физике отлично развивает логическое мышление и способность выразить результаты собственной мыслительной деятельности речью. Для обеспечения эмоциональной поддержки, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело (высказывать свои мысли о чем-то неизвестном), мною используется групповая форма организации работы учащихся. Кроме того, такая работа позволяет развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Учитель: Ну а теперь, расчетная задача:

Растает ли снегурочка массой 50 кг при прыжке через костер, если его общая мощность 10 кВт? Нормальная температура тела снегурочки -100С.

Давайте сначала ее проанализируем. От какого тела, к какому передается энергия?

Учащийся: Энергия передается от костра снегурочки.

Учитель: При быстром прыжке будем считать, что вся энергия, выделяемая костром, передается Снегурочке. Максимальное время полета ее над костром 2с. Как вы думаете, какую энергию нам надо посчитать, если в теплообмене участвует костер и Снегурочка?

Учащийся: Надо подсчитать энергию, которая выделяется костром за 2с и энергию которая необходима для того, чтобы снегурочка растаяла.

Учитель: Итак, Одна группа считает энергию, выделяемую костром, а вторая – энергию, необходимую для плавления снегурочки и сравним.

Учащиеся делают расчеты.

Учитель: Итак, сколько энергии необходимо для плавления снегурочки?

Учащийся: Для плавления снегурочки необходимо 2,1∙107 Дж энергии.

Учитель: А сколько костер выделяет энергии за 2 с?

Учащиеся: Костер выделяет 2∙104 Дж энергии.

Учитель: Сделайте вывод.

Учащиеся: Прыгая через костер, Снегурочка не растает.

Учитель: Ох и холодная зима, чайку бы да горяченького, да с медком.

К сожалению самовара рядом нет, но зато есть термос.

К залу: В течение всего урока просматривается практическая направленность изучаемой темы, на мой взгляд именно это дает на уроке главное – мотив изучения предмета, а вследствие этого и активизация познавательного интереас.

Учитель: Как вы думаете, почему термос долго сохраняет тепло горячей воды?

Учащиеся: Прослойка воздуха между стенками термоса обладает плохой теплопроводностью, поэтому энергия может долго сохраняться.

Учитель: Ну что-же, скоро сказка сказывается да нескоро дело делается. Результаты учительского труда будут видны потом в жизни за пределами классной комнаты. Будут ли мои ученики вспоминать мои уроки? Надеюсь что да.

Домашнее задание: подумайте, где еще используется свойства теплоизолирующих материалов.

Рефлексия:

А теперь попытайтесь ответить на вопрос:

1. Что было сегодня на уроке главным?

2. Что было новым?

3. Что было трудным?

4. Что понравилось.

Учитель: Ну что не замерзли? А не замерзли потому, что работали!

Читайте далее:  Дорога творческого роста.
 

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Инна
Интересно!
текст 19-02-2012


Марина
Очень понравилось!
текст 26-11-2011


natalylp
спасибо большое!
текст 26-09-2011


марго
класс
текст 15-09-2011


Татьяна
Спасибо, молодцы!
текст 08-01-2010


Прочитать все сообщения: 12
Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Учебные материалы:

  Физические термины
  Рефераты по физике
  Физика инноваций
 Навигация:
Физика
Профессиональное мастерство учителя
Материалы конкурса "Учитель года"
  

 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2017 Physicam.Ru - Класс Физика уроки задачи решения и ответы егэ по физике» · Все авторские права защищены! ©
*при использовании материалов данного сайта обязательна установка прямой активной ссылки на http://www.physicam.ru