Рейтинг@Mail.ru
Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
    • Педтехнологии
    • Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
     Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатные рефераты новое!
А знаете ли Вы, что такое «» в Физике?

Представление опыта работы.

Дечева Е.В. Региональный многопрофильный колледж г.Ставрополя. "Профессиональная направленность преподавания физики в сфере НПО и СПО"

 

Профессиональная направленность преподавания физики в сфере начального и среднего профессионального образования.

Уважаемое жюри, я – Дечева Елена Владимировна, преподаватель общеобразовательной дисциплины – физики в Региональном многопрофильном колледже г. Ставрополя. После трех лет работы в школе №42, я пришла в колледж, где работаю уже седьмой год. За время работы я поняла, что преподавание физики в школе и в сфере начального профессионального образования значительно отличаются. Поэтому темой моего опыта является «Профессиональная направленность преподавания физики в сфере начального и среднего профессионального образования».

Целью моей педагогической деятельности, как и деятельности всего коллектива в целом является формирование профессиональной компетентности учащихся на уроках физики. Под профессиональной компетентностью здесь понимается способность учащихся применять полученные знания и умения на уроках физики в своей профессиональной области.

Актуальность моего опыта следует из концепции модернизации российского образования, где ясно сказано, что целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В колледж ребята приходят для получения профессионального образования, и очень часто на первых уроках я слышу вопрос: «Зачем нам как юристам (бухгалтерам, программистам, автомеханикам и т.д.) нужно изучать физику? Не достаточно ли нам специальных предметов?». Многих учителей общеобразовательных дисциплин этот вопрос приводит в негодование. А для меня он является отправной точкой в работе с данной группой. И если я приведу весомые факты использования физических законов и явлений в профессиональной деятельности будущего специалиста я получу самое главное – мотив обучения своему предмету. С этой точки зрения я вижу необходимость своего опыта.

Ведущая педагогическая идея заключается не только в формировании знаний учащихся по физике с учетом их профессиональной направленности, но и развитие тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте.

В основе моего опыта работы лежат идеи дифференцированного обучения (причем речь идет не столько о внутренней, сколько о внешней дифференциации групп), межпредметных связей, учебно-поисковой деятельности. Для реализации своих целей я использую технологии проблемного, развивающего, личностно-ориентированного, индивидуально-рефлексивного обучения и воспитания.

Как я иду к достижению цели?

Сначала я отбираю содержание учебного материала, связанного с профессиональной деятельностью студентов различных специальностей. Для этого мною изучается специальная литература, я работаю в тесном контакте с учителями предметниками, и уже на основе изученного материала составляется программа и тематическое планирование для конкретной группы.

Мне пришлось столкнуться с определенными проблемами. Во-первых, количество часов, отведенное на изучение физики в группах гуманитарных и технических специальностей одинаковое (раньше в группах программистов и автомехаников на третьем курсе вводился специальный курс физики, сейчас его отменили). Во-вторых, для этих групп предлагается одна и та же программа. В-третьих, объем часов (220 на два курса обучения) больше, чем в школьном курсе базового уровня, но меньше количества часов продвинутого уровня. Кроме того, нет специальных учебников. Как я решаю эти проблемы? За основу своей программы я беру базовый курс изучения физики и добавляю полученное резервное количество часов в те темы программы, которые связаны с профессиональной деятельностью и отражаю это в своем тематическом планировании. Преподавание мною ведется по учебнику В.А.Касьянова. Несмотря на некоторые недостатки этого учебника, он, на мой взгляд, как никакой другой отражает практическую значимость изучения предмета. Это – вычисление тормозного пути автомобиля (для автомехаников и юристов), определение ускорения, которое приобретают пассажиры при столкновении автомобилей (для изучения необходимости применения средств безопасности – ремни, подголовники, воздушные подушки), дактилоскопия, рентгеноструктурный и спектральный анализы (для юристов) и т.д.

Реализация цели идет через работу творческой лаборатории «Исследователь», созданной при кафедре естественных наук, руководителем которой я являюсь. Одной из задач лаборатории и является формирование профессиональной компетентности учащихся. Лаборатория объединяет студентов различных специальностей, педагогов кафедры и педагогов специальных дисциплин.

Одной из форм работы является реализация профессионально направленных проектов.

Первый проект, реализованный нами – «Электронный лабораторный практикум по физике. Раздел механика», который занял 1 место на краевом этапе Всероссийского конкурса научно-технического творчества студентов средних специальных учебных заведений. Это работа студентов, обучающихся по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Программист – профессия прикладная, свои навыки программирования студенты будут применять в различных отраслях производства и обслуживания. С помощью данной программы результаты классических физических экспериментов, которые учащиеся выполняют с помощью обычного лабораторного оборудования, обрабатываются компьютером, выводится на печать составленный отчет. Лабораторный практикум включает пять лабораторных работ по механике, которые содержат теоретическое обоснование опыта, видеоролик в котором выполнение эксперимента демонстрируется учителем, компьютерная модель, расчетная программа, бланк отчета. Эта программа была апробирована в нашем колледже на уроках физики в группах первого курса, где моими техническими консультантами выступили студенты – разработчики программы. Это позволило мне заинтересовать будущих программистов, и в результате возник новый проект - «Термодинамика для автомехаников», который уже объединил студентов двух специальностей: программистов и автомехаников.

Эта программа является коллекцией электронных уроков, ведущим методом которых является проблемный метод. Например, урок 4 «Адиабатный процесс», начинается с экспериментальной задачи, которая и является постановкой проблемного вопроса, на который учащиеся отвечают по мере раскрытия первого вопроса. Затем следует проблемный вопрос, «В какой части двигателя внутреннего сгорания используется принцип воздушного огнива?». Третий вопрос посвящен использованию адиабатного процесса в дизельных двигателях. Закрепление материала так же обращает внимание учащихся на применение адиабатного процесса в двигателях внутреннего сгорания и в конце – задача с профессиональным содержанием – применение полученных знаний в новой ситуации. Программа так же содержит методические материалы для учителя и дополнительные материалы для учащихся. Как вы видите, она может быть использована и для самостоятельного изучения материала и в качестве презентации на уроке.

Научно-практические конференции регулярно проводятся членами творческой лаборатории. «Проблемы и перспективы использования тепловых двигателей» - конференция, проведенная студентами автомеханиками. Ей предшествовала практическая работа по определению количества вредных газов, выбрасываемых в результате сгорания топлива при работе автомобильного транспорта. Мы с учащимися вышли на улицы города и подсчитали количество автотранспорта, проезжающего по улицам города и с помощью компьютерной обработки получили результат, который и обсуждался на конференции. Далее были заслушаны доклады по химическому составу выхлопных газов, их влиянию на организм человека и окружающую среду и о способах снижения токсичности этих газов в двигателе внутреннего сгорания.

При проведении уроков мною используются активные методы обучения, в частности вопрос о применении знаний и умений в профессиональной области является на уроке проблемным.

. Компьютерное моделирование, которое широко используется во всех областях науки и техники, дает возможность понимания какими факторами можно пренебречь, а какими нельзя для описания того или иного процесса, что необходимо изменить в модели, чтобы учесть дополнительные факторы, проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Выше перечисленные идеи иллюстрируются на примере урока «Моделирование баллистического движения» На урок вынесена задача получение компьютерной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту, под действием силы тяжести. Конкретной целью этого урока является получение графика движения этого тела, анализа зависимости дальности полета от начальной скорости и угла бросания, вопрос о расхождении результатов компьютерной модели с данными опыта.

После изучения темы «Влажность воздуха» в группах программистов я даю задание написать программу, которая даст возможность определить условия окружающего воздуха в классной комнате с учетом влажности и температуры.

При изучении магнитного поля встает вопрос о применении свойств намагничивания в компьютерной техники: запись информации на жесткий диск и дискету компьютера.

У юристов на уроке по изучению электризации, проблемным вопросом является применение этого явления в криминалистике (дактилоскопия) и объяснение этого метода исследования отпечатков пальцев с физической точки зрения.

Я являюсь не только учителем физики, но и классным руководителем в группе, обучающейся по специальности «Программное обеспечение ВТ и АС». Вся воспитательная работа мною строится на основе профессионально-личностной модели выпускника по этой специальности и здесь формируются личностные качества учащихся, необходимые в их профессиональной деятельности, такие, как креативность, умения работать в команде, коммуникативных компетенций, толерантности.

Описанные методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать рост качества и обученности студентов. Если в предыдущих выпускных группах качество составляло 53%, а обученность 92%, то уже сейчас мы выходим на качество 75% и обученность 98%. У студентов моих групп наблюдается рост конструктивно - технических и коммуникативных компетенций.

Достижения учащихся:

 Победители краевой олимпиады по физике среди учреждений НПО

 Программный продукт «Лабораторный практикум по физике» занял 1 место в конкурсе научно-технического творчества студентов СУЗов

 Проект «Термодинамика для автомехаников» получил диплом участника конкурса электронных уроков

 Группа П-11 заняла 2 место в конкурсе на лучшую структуру самоуправления

 Губернаторский стипендиат: Карпова Татьяна.

В результате значительных успехов достигли не только мои учащиеся, но и я сама.

Мои достижения:

Участник конкурсов:

 «Электронный урок»

 «Внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию»

 «Лучший кабинет»

 «Самый классный классный» (победитель)

 «Учитель года 2007» (победитель в номинации «Педагоги-практики»)

 «Лучший информатизатор» (победитель в номинации «Лучший учитель (преподаватель)»)

Заведующая кафедрой естественных дисциплин

Руководитель творческой лаборатории «Исследователь»

(Лаборатория насчитывает: 2006г.- 11чел., 2007г.- 17 чел.)

Учитель-апробатор в проекте ИСО. Опыт работы по использованию ИКТ в учебно-воспитатеьной деятельности обобщен в колледже

Опыт работы по теме «Профессиональная направленность в преподавании физики в сфере начального и среднего профессионального образования» обобщен в колледже

И я не останавливаюсь на достигнутом, активно делюсь своим опытом с учителями колледжа, города и края: провожу мастер-классы («Зачем физика юристам, бухгалтерам и программистам?»), открытые уроки, выступаю перед слушателями курсов «Менеджер образования», краевых курсов повышения квалификации учителей физики ССУЗов, с обменом опыта по проекту ИСО мною были проведены встречи с учителями Ставропольского и Красноярского краев.

Обмен опытом:

 Мастер-класс для педагогов колледжа

«Зачем физика юристам, бухгалтерам и программистам?»

 Мастер-класс для слушателей краевых курсов повышения квалификации учителей физики СУЗов

Открытый урок по теме «Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность»

 Выступления перед слушателями курсов

«Менеджер образования»

 Мастер-классы для педагогов края

«Профессиональная направленность преподавания физики в учреждениях начального профессионального образования с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.» (РММЦ при СОШ №12)

 Обмен опытом с педагогами Красноярского края по проекту «Информатизация системы образования»

 Публикации в электронном альманахе

Читайте далее:  Мастер-класс «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»
 

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Эффективная регистрация в
Удобный сервис регистрации в каталогах статей. Мы осуществляем качественную раскрутку сайта. Только у нас регистрация в каталогах и отличный прогон по форумам за разумные деньги. На этом ресурсе Вам предлагается прекрасная возможность скачать базы каталогов бесплатно.
текст 02-08-2009


Люстры - настольные лампы
Реализация уникальнейших высококачественных люстр и светильников в Москве по удивительно низким ценам. Всегда в наличии - торшеры и настольные лампы в розницу и оптом из Германии и Санкт-Петербурга, а также Австрии.
текст 08-07-2009


Дечева Елена
Уважаемая Наталья Алексеевна. Данный опыт был описан мною в 2007 году и представлен на конкурсе "Учитель-года". С опытом Говорухина Ю. я знакома, мы вместе выступали на конкурсе. Видимо учителя, освоившие компьютерные технологии одинаково видят перспективы их использования. Хотя тематика опыта у нас различная.
текст 09-04-2008


Наталья Алексеевна
Не Говорухина Ю. ли?
текст 01-03-2008


Наталья Алексеевна
А гне хотите рассказать откуда данный материал?!?!?!
текст 01-03-2008


Прочитать все сообщения: 6
Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Учебные материалы:

  Физические термины
  Рефераты по физике
  Физика инноваций
 Навигация:
Физика
Профессиональное мастерство учителя
Материалы конкурса "Учитель года"
  

 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2019 Physicam.Ru - Класс Физика уроки задачи решения и ответы егэ по физике» · Все авторские права защищены! ©
*при использовании материалов данного сайта обязательна установка прямой активной ссылки на http://www.physicam.ru