Рейтинг@Mail.ru
Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
     Педтехнологии
    • Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатные рефераты новое!
А знаете ли Вы, что такое «» в Физике?

Фрагмент учебной программы «Построение Лунной базы»

Астрономия.Курс «Основы космонавтики», Дом творчества. Учитель Э.Е. Шаповалова.

 

Программа рассчитана на коллективное обучение учеников группы. Всех их мы считаем одаренными, понимая одаренность как степень их творческой самореализации.

Смысл курса

Построение курса предусматривает: а) планирование процесса познания; б) прогнозирование и коррекцию становления и развития личности; в) построение схемы управления деятельностью обучаемых.

Зачем и для чего нужен этот курс ученикам? На этот вопрос звучат следующие их ответы: «хочу получить разноплановые знания»; «мне здесь интересно»; «мне нравится здесь атмосфера и отношения между учителями и учениками».

Цель. Предвосхищаемый образ ученика, ученик по мере обучения должен научаться саморазвиваться и саморегулироваться. Исходя из этого, мы ставим целью развитие умений и навыков:

• планирования и организации своей учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор оптимальных путей их достижения, построение схемы своей деятельности, организация режима работы и т.д.);

• восприятия информации (работа с различными источниками информации, запоминание, понимание и применение ее в новых ситуациях);

• мыслительной деятельности (осмысливание, анализ и синтез, обобщения);

• оценки и осмысливания результатов своей деятельности (рефлексивный анализ).

Конкретные цели данного фрагмента курса по отношению к ученику:

— знать природные свойства Луны, условия среды обитания человека, технические возможности нашей цивилизации для создания этих условий на Луне и космических перелетов;

— понимать и уметь применять полученные знания;

— уметь производить анализ и синтез, сравнивать.

А Б. Хуторской. Конкретные цели вашего фрагмента, к сожалению, никак не способствуют развитию одаренности детей. (Кстати, какого рода одаренность имеется в виду при изучении курса космонавтики? Это совсем не те положения, о которых вы пишете.)

Э.Е. Шаповалова. Разве выполнение такой творческой работы (создать свой собственный проект Лунной базы) не способствует развитию одаренности детей? Немного не понятен ваш вопрос: какого рода одаренность имеется в виду при изучении курса космонавтики? Ведь одаренность, по вашему же определению, есть степень творческой самореализации. Я писала в первый же день, что и мы с коллегами принимаем всех нормальных детей как одаренных. И разве курс космонавтики не предполагает возможности для творческой самореализации практически любого ребенка практически во всех направлениях человеческой деятельности?

А.В. Хуторской. Когда вы приводите ответы детей: «хочу получить разноплановые знания», «мне здесь интересно», «мне нравится здесь атмосфера и отношения между учителями и учениками», то это не имеет отношения собственно к вашему проекту по курсу космонавтики. Более соответствует этому курсу цель «создать свой собственный проект Лунной базы», именно на этом необходим явный акцент.

Для формирования таких умений и навыков предполагаются соответствующие виды деятельности учеников:

— познавательная (или когнитивная) — восприятие материала, его понимание, интерпретация, умение находить факты, задавать вопросы, использовать методы, концепции, принципы и теории для решения новых проблем;

— креативная — расчленение целого на части (анализ), уста¬новление причинно-следственных связей (синтез), поисковая, творческая деятельность, целостное видение явления и как результат — создание собственного образовательного продукта;

— организационная — планирование, целеполагание, построение схемы действий и т. д.;

— коммуникативная — установление психологических контактов.

Деятельностное содержание образования. В качестве основного метода обучения мы выбрали проектный, в нем, на наш взгляд, ценно и эффективно не только получение результатов, но и сам процесс. Проектное обучение является личностно-ориентированным, в нём используется масса различных педагогических приемов, интерес к работе у учеников обычно возрастает по мере ее выполнения, происходит самообучение, появляется удовлетворенность от собственного конкретного продукта труда. На различных стадиях работы над проектом можно применять различные формы организации занятий: лекции, рассказы, беседы, самостоятельные работы, семинары, «мозговые штурмы», экскурсии, практикумы, ролевые игры, консультации. Из данного набора форм педагог выбирает оптимальную для проведения того или иного занятия.

Тематическое содержание образования. Фундаментальные образовательные объекты в нашем курсе — это природа Луны, космическая техника, среда обитания человека, понимание места человека во Вселенной.

А.В. Хуторской. Луна может быть фундаментальным объектом. Космический корабль — тоже. Понимание — вряд ли.

Продуктивную деятельность учеников обеспечивают знания основ фундаментальных наук, научно-популярная литература по данной тематике, встречи с ведущими специалистами наших градообразующих предприятий.

Личностное содержание образования. Наша учебная программа предусматривает возможность формируемого учеником содержания образования. Сама суть проектного метода предполагает выбор учеником частной проблемы общего проекта, путей ее решения, т. е. достижения поставленных им же самим целей, построение алгоритма по достижению целей, организацию своей деятельности по своему усмотрению (под руководством учителя). Ограничений для творчества при данном методе работы практически нет.

Личностная самореализация ученика. Считаем, что сама суть проектного метода в том, чтобы дать возможности ученикам для самореализации. Мы строим весь процесс обучения как нацеленный на реализацию проекта. Практически все стадии работы над проектом — мотивация, целеполагание, планирование, построение схемы действия, собственно деятельность, рефлексия, оценка, коррекция — предполагается выполнять самим ученикам, и в этом смысле здесь для них обширное поле для творчества. Кроме того, учитывая, что проект выполняется группой учащихся, у учащихся есть возможность и для самовыражения.

Формы контроля, рефлексии и оценки результатов. Для их осуществления необходимы организация непрерывной обратной связи, получение своевременной информации об успешности каждого ученика. В качестве таких форм контроля мы планируем проведение консультаций, где в результате очной беседы ученика и учителя становится видно, какая часть работы сделана, какие есть трудности, оцениваются промежуточные результаты. Вызывает интерес также сравнение аналогичных проектов ребятами по окончании их выполнения. Так мы помогаем им провести рефлексию по осознанию собственной деятельности. И как итог этого курса — защита проектов на конкурсе, где уже не только преподаватели, но и сами ребята смогут оценить свою работу.

Итак, выполнение проекта, сравнение его с другими аналогами и его защита дают преподавателю полное представление о том, достигнуты поставленные курсом цели или нет.

А.В. Хуторской. Проект — дело хорошее. Но я так и не понял, какой продукт будут представлять к защите ученики.

Рефлексия учителя

У меня возникало чувство недовольства собой, потому что я взяла в качестве основы работы на семинаре уже опробованный нами метод, но на третий день работы поняла, что надо было бы, наверное, взять какой-нибудь новый для нас метод обучения и на нем уже проверить выполнение поставленных нами целей. Еще меня все время ;сверлила мысль, что я как бы отправляю все это в никуда. Очень хочется все же хоть какого-то диалога или комментария.

Смоделирую занятие на построение схемы деятельности в курсе «Проектирование Лунной базы».

Этап: Построение схемы деятельности.

Тема занятия: «Определение принципов построения Лунной базы с точки зрения различных специальностей».

Форма проведения — ролевая игра. Ученикам предлагается самим создать некую команду, объединенную общей учебной целью, определенной темой занятия, распределить между собой роли, рекомендуемые учителем.

Исходя из формы проведения занятия предполагаю организовать все основные виды деятельности, перечисленные в природе одаренности: а) познание, б) творчество, в) организационная деятельность, г) коммуникативная деятельность — и ожидаю проявления учениками качеств, необходимых для осуществления этих видов деятельности: когнитивных, креативных, методологических и коммуникативных. Принимая во внимание тему занятия, полагаю, что должна особенно проявиться организационная деятельность, а значит, и такие качества, как целеполагание, планирование, рефлексия.

Считаю, что игра, выполняя развлекательную функцию, одновременно есть и обучение, и творчество, и проявление в деятельности, и освоение диалектики общения, и самосовершенствование и, наверное, затрагивает еще многие другие стороны развития и саморазвития личности.

Целеполагание, планирование, достижение цели и анализ результатов органично входят в структуру игры как деятельности. Ученик захочет и сможет проявить себя на данном занятии, ведь механизм игровой деятельности как педагогической технологии уже опирается на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении, самоутверждении, самореализации.

Ключевые проблемы занятия:

— медицинская: проблема обеспечения выживания человека на Луне;

— техническая: способ создания базы, необходимые компоненты базы, проектирование перелета Земля—Луна и обратно и т. д.

Предвосхищаемый образовательный продукт, который ребята должны будут создать, — эскизные контуры базы в виде описательной части и эскизных рисунков.

Средства, необходимые для деятельности ученика:

— материальные средства — заранее приготовленная научно-популярная литература, наглядные пособия» ТСО;

— определенный багаж знаний в изучаемой области. Возможные способы деятельности учеников: использование имеющихся знаний; построение логических цепей от исходных данных до выводов.

Диагностирование внешнего и внутреннего образовательного продукта ученика происходит во время занятия путем наблюдения за процессом самостоятельной работы группы, педагогом. Отмечается уровень компетентности в репликах, вопросах, умение работать с литературой и т. д. Рефлексию своей деятельности ученики проведут на основе сравнения аналогичных проектов со своим результатом.

Главный критерий успешности занятия — удалось ли создать атмосферу заинтересованности?

Рефлексия учителя

Наиболее удачным считаю решение провести занятие в форме ролевой игры. Трудность вызывает планирование проявления учеником тех или иных качеств. Считаю, что занятие разработано очень удачно, так как форма проведения оптимальна для решения поставленной задачи. Неожиданностью для меня оказалась оригинальность задаваемых вопросов, что свидетельствует о творческом подходе к решению задачи, осмыслении полученных знаний, глубины понимания проблемы. Реальный образовательный продукт учеников в целом соответствует запланированному, об этом можно судить по технической грамотности проекта и наличии оригинальных, нетривиальных решений.

Конечно, проблем во время курса было много. Не думала, что у меня будут проблемы даже в ясной формулировке целей, очевидно, возможно различное толкование смысла слов достаточно известных. Моим основным результатом считаю глубокое осмысление своей работы, хотя работаешь как бы изнутри, но взгляд получается со стороны. Может быть, впервые поняла некоторые неверные моменты, взяла их на заметку, поняла, где мне предстоит еще поработать.

Главный критерий успешности занятия — удалось ли создать атмосферу заинтересованности?

Рефлексия учителя

Наиболее удачным считаю решение провести занятие в форме ролевой игры. Трудность вызывает планирование проявления учеником тех или иных качеств. Считаю, что занятие разработано очень удачно, так как форма проведения оптимальна для решения поставленной задачи. Неожиданностью для меня оказалась оригинальность задаваемых вопросов, что свидетельствует о творческом подходе к решению задачи, осмыслении полученных знаний, глубины понимания проблемы. Реальный образовательный продукт учеников в целом соответствует запланированному, об этом можно судить по технической грамотности проекта и наличии оригинальных, нетривиальных решений.

Конечно, проблем во время курса было много. Не думала, что у меня будут проблемы даже в ясной формулировке целей, очевидно, возможно различное толкование смысла слов достаточно известных. Моим основным результатом считаю глубокое осмысление своей работы, хотя работаешь как бы изнутри, но взгляд получается со стороны. Может быть, впервые поняла некоторые неверные моменты, взяла их на заметку, поняла, где мне предстоит еще поработать.

Литература:

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В.Хуторской.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.


Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Материалы для саморазвити
Спасибо, хорошая статья. Подписался.
текст 17-08-2009


ECOMOACRORN
Соберем для Вас по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (название, адрес, телефон, факс, e-mail, www, и др информация) Более подробно узнайте по ICQ: 62-888-62 Тел +79133913837 Email: bazy.potencialnyh.klientov@gmail.com Skype: prodawez
текст 20-04-2009

Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Учебные материалы:

  Физические термины
  Рефераты по физике
  Физика инноваций
 Навигация:
Физика
Педтехнологии
Личностно-ориентированное обучение
  

 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2019 Physicam.Ru - Класс Физика уроки задачи решения и ответы егэ по физике» · Все авторские права защищены! ©
*при использовании материалов данного сайта обязательна установка прямой активной ссылки на http://www.physicam.ru