Рейтинг@Mail.ru
Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
     Педтехнологии
    • Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатные рефераты новое!
А знаете ли Вы, что такое «» в Физике?

Диагностика личностных качеств

Ситуативный подход, т. е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций.Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса.

 

Результаты обучения имеют две стороны — внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. Образование как атрибут личности определяется, в первую очередь, результатами ее внутреннего развития.

Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, т. е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим. |Согласно герменевтике основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также собственный субъективный мир.

Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образующуюся сущность ученика.

Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов.

Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, т. е. «понимающих», методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер 60 учеников.

Применение герменевтических, методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения. Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:

• обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования;

• выявление образовательных изменений во внутреннем и внешнем мире учащихся;

• соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами.

Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика:

• область творчества;

• степень творчества;

• уровень самостоятельности;

• степень отличия от работ других учеников (оригинальность);

• степень отличия от своих предыдущих работ.

Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. 3-, 5-, 10-балльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников.

Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

• по количеству творческих элементов;

• по степени оригинальности элемента;

• по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников;

• по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;

• по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта;

• по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например креативные качества, когнитивные, оргдеятельностные.

Между личностными качествами ученика, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами существует соответствие. Например, для исследовательского типа образовательной продукции данное соответствие выглядит следующим образом:

Личностное качество — умение предложить версию решения проблемы.

Виды деятельности — выдвижение и обсуждение версий решения проблемы.

Образовательный продукт — версии, записанные в текстовой форме по типу: «если..., то...»

Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования образовательных программ, поскольку дает структурные снования для формулирования личностно-ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов.

Для оценки итогового уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а) текстовые образовательные характеристики ученика; б) результаты его образовательных достижений; в) рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопровождающих эвристическое обучение.

В конце учебной недели, четверти, учебного года учени¬кам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальных образовательных программ.

На основе рефлексивных суждений ученик осуществляет собственную оценку своей деятельности, опираясь, как правило, на Основные положения индивидуальной образовательной программы.

После ученической самооценки учитель также составляет Письменную оценку деятельности ученика.

Литература:

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В.Хуторской.-М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.

Читайте далее:  Тема: «Тепловые двигатели», 10 класс
 

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 
Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Учебные материалы:

  Физические термины
  Рефераты по физике
  Физика инноваций
 Навигация:
Физика
Педтехнологии
Личностно-ориентированное обучение
  

 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2019 Physicam.Ru - Класс Физика уроки задачи решения и ответы егэ по физике» · Все авторские права защищены! ©
*при использовании материалов данного сайта обязательна установка прямой активной ссылки на http://www.physicam.ru