Рейтинг@Mail.ru
Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
    • Педтехнологии
     Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатные рефераты новое!
А знаете ли Вы, что такое «» в Физике?

Электризация тел. Сценарий урока.

Полное описание деятельности учителя и учащихся на уроке.


 
 

Сценарий урока.

1. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте ребята. Обратите внимание, у вас на столах лежат приборы и рабочие листы, которые вы будете заполнять на уроке. Приготовьте ручки. Давайте с вами договоримся, что если вы хотите высказаться на уроке или ответить на вопрос, то поднимаете руку. При ответе вы встаете. Хорошо?

Итак, мне хотелось бы начать урок с небольшого опыта, а для этого мне нужны два самых смелых мальчика из класса.

Ребята выходят к демонстрационному столу.

Опыт1. Зарядка учащегося от электрофорной машины. Демонстрация вторым учащимся его наэлектризованности.

2. Организация деятельности по изучению нового материала.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на приборы, которые находятся у вас на столах и на демонстрационном столе и, анализируя результаты увиденного опыта, попробуйте ответить на вопрос, о чем на этом занятии я предлагаю вам поговорить?

Учащиеся: Об электрическом заряде и электризации.

Учитель: Вы совершенно правы, тема занятия «Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда».

Слайд 1.

Цель занятия: изучить понятие электрического заряда и его свойств; объяснить явления электризации; рассмотреть практическую направленность полученных знаний.

Слайд 2.

Я предлагаю вам план работы:

1. Изучение нового материала.

2. Решение задачи.

3. Закрепление нового материала.

4. Изучение практической направленности полученных знаний.

5. Домашнее задание.

Слайд 3.

Согласны?

Ну, если вы согласны, тогда приступаем к работе.

Кто знает, что обозначает слово «Электрон»?

Ответы учащихся.

Слайд 4.

Учитель: Слово «Электрон» - греческое слово, которое обозначает «Янтарь». Почему янтарь? Свойство янтаря, говорят, было открыто дочерью Фалеса из Милета. Хотя вряд ли. Янтарное веретено белокурой, лишь красивая древняя сказка. Но теплый камень удивительной красоты обладал одним необычным, располагающим к философским настроениям свойствам – он мог – притягивать. Пусть этот солнечный камень станет символом этого занятия.

Учитель демонстрирует янтарные украшения.

Как вы думаете, что такое электрический заряд?

Ответы учащихся.

Учитель: Дать определение электрическому заряду совсем не просто, но мы попробуем.

В природе существуют различные виды взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. В механике вы знакомились с самым слабым взаимодействием – гравитационным. Вспомните какое свойство тела описывает гравитационное взаимодействие?

Учащийся: наличие массы.

Учитель: верно, а существуют тела, которые не имеют массы?

Учащийся: нет, не существует.

Учитель: а вот электрический заряд тоже является свойством тела, оно способность тела к электромагнитному взаимодействию.

Итак, давайте запишем определение электрического заряда.

Слайд 5.

Учащиеся записывают определение.

Учитель: электромагнитное взаимодействие тел изучается в разделе физики, который называется «Электродинамика», а вот неподвижные заряды называют электростатическими и раздел электродинамики, изучающий свойства неподвижных зарядов называется «Электростатикой».

А какие вы знаете заряженные частицы?

Учащиеся: электрон и протон.

Учитель: А существуют частицы, не имеющие электрического заряда?

Учащиеся: Да, нейтрон не имеет электрического заряда.

Учитель: а может заряд существовать отдельно от частицы?

Учащиеся: Нет, не могут.

Учитель: Действительно, подобно тому, как масса не может существовать отдельно от тела, так и электрический заряд не может существовать отдельно от частицы.

Учитель: А кто знает, как взаимодействуют электрические заряды?

Учащиеся: Они могут притягиваться и отталкиваться.

Учитель: Да такой вид взаимодействия неподвижных электрических зарядов называется электростатическим. А почему одни заряды притягиваются, а другие отталкиваются.

Учащиеся: Потому что в природе существует два рода электрических зарядов – положительный и отрицательный.

Учитель: верно, кстати, впервые Французский исследователь Шарль Дюфе в 1730 году изучал взаимодействие наэлектризованных тел. А в 1777 году известный американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин ввел понятие положительного и отрицательного заряда.

Слайд 6..

Электрический заряд, как и любая физическая величина, имеет обозначение и единицы измерения: q, измеряется в кулонах.

Слайд 7.

Самый маленький заряд, который существует в природе, называется элементарным. Он принадлежит протону и электрону. Протону со знаком «+», электрону со знаком «-». Он равен 1,6 10-19Кл. И он далее не делим. Как вы думаете заряд это скалярная или векторная величина?

Слайд 8.

Учащиеся: скалярная, т.к. имеет величину, но не имеет направления.

Итак, мы выяснили, что такое электрический заряд и каковы его свойства, а теперь переходим ко второму вопросу. Что такое явление электризации и как его объяснить с позиций современной теории. Для этого я предлагаю вам провести небольшие эксперименты. Вы работаете по группам со своими заданиями 3 минуты, а затем представитель от группы продемонстрирует нам опыты и сделает выводы. Приступайте.

Экспериментальная работа учащихся по группам. Показывают и объясняют результаты эксперимента.

Учитель: Вы молодцы. Итак, в электризации всегда участвуют два тела. Причем условием электризации является тесный контакт, трением мы лишь увеличиваем площадь контактирующих поверхностей. При трении два тела заряжаются разноименными зарядами, т.к. они притягиваются. А теперь попытайтесь объяснить почему тела при трении приобретают заряды – одно – положительный, другой - отрицательный. Для этого вспомните строение атома.

Ученики: Электроны переходят с одного тела на другое.

Учитель: Верно, подвижными носителями являются именно электроны, причем если тело потеряло электрон, и оно заряжается положительно, то второе тело приобрело столько же электронов, и оно заряжается отрицательно. По модулю заряды этих тел одинаковы. Давайте проверим полученные выводы на опыте.

Слайд 9.

Опыт 2. Заряжается гильза и взаимодействует с одноименно заряженным и разноименно заряженным телом.

Опыт объясняется учащимися.

Опыт 3. Демонстрация принципа действия электрометра.

Опыт объясняется учащимися.

Опыт 4. Демонстрация одинакового по модулю заряда, приобретаемого телами при электризации.

Учитель: Электроны покидают внешнюю оболочку атома, если их энергии хватает, чтобы преодолеть силы, связывающие его с атомом. И атом, потерявший электрон называется положительным ионом. Если атом приобрел электрон, то он называется отрицательным ионом.

Слайд 10

.

Итак, теперь попытайтесь дать определение электризации.

Учащиеся: электризация – это явление приобретения телом электрического заряда. Давайте это определение запишем.

Слайд 11.

Учащиеся записывают определение электризации.

Учитель: Для закрепления материала я предлагаю вам решить задачу. Представьте себе, что каждая группа – это тело, а вы – это частички, имеющие положительный или отрицательный заряд. Посчитайте заряд своего тела, кто быстрей.

Учащиеся подсчитывают заряд, учитель записывает заряд каждой группы и вместе с учащимися считает заряд всей системы.

Учитель: Теперь наши тела поменяются электронами. Каков теперь заряд тел?

Учащиеся подсчитывают заряд, учитель записывает заряд каждой группы и вместе с учащимися подсчитывает заряд всей системы.

Учитель: Что вы заметили?

Учащиеся: Заряд системы остается неизменным.

Учитель: Действительно, но только в том случае, если наша система является электрически изолированной, т.е. не обменивается зарядами с окружающими телами. Сейчас мы сформулировали закон сохранения электрического заряда: в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов остается неизменной.

Слайд 12.

Итак, мы изучили основные понятия и законы, а теперь давайте закрепим и систематизируем наши знания. Заполните каждый индивидуально свой рабочий лист.

Учащиеся работают индивидуально.

Учитель: проанализируем свою работу.

Учащиеся зачитывают записанные определения и проверяют сами себя.

Учитель: Поставьте, пожалуйста, в каждом прямоугольнике знак «+», если вы все поняли, знак «-», если вы не поняли и вам нужна помощь, и знак ?, если у вас появились вопросы.

Анализ результатов.

3. Применение полученных знаний в новой ситуации на занятии.

Учитель: Теперь переходим к одному из самых важных вопросов «Значение электризации в нашей жизни». Знаете ли вы, какое отрицательное действие оказывает электризация.

Обсуждение вопроса.

Учитель: вы правы, статическое электричество вызывает притяжение волос к расческе при расчесывании, портя нам прическу, как этого избежать?

Учащиеся: после мытья головы пользоваться кондиционером.

Учитель дарит флакон кондиционера для волос.

Учитель: при носке одежды из синтетических тканей происходит электризация и прилипание одежды к телу. Как от этого избавиться?

Учащиеся: воспользоваться антистатиком или кондиционером для белья.

Учитель дарит кондиционер для белья.

Учитель: Почему к бензовозу крепят цепь, которая волочется по земле?

Учащиеся: при трении бензина о бак происходит электризация и может возникнуть искра и возгорание топлива. Заземление позволяет снять статическое электричество.

Учитель: Статическое электричество оказывает негативное влияние на производстве при наматывании бабин с нитями. Происходит загрязнение нитей и т.д.

Электризация не только оказывает отрицательное действие, но и широко используется в быту, медицине и технике. Это копировальные аппараты типа «ксерокс», дактилоскопическое определение отпечатков пальцев и т.д. Давайте попытаемся объяснить технологию дактилоскопического анализа.

Слайд 13.

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель: остатки белка от пальца на купюре имеет положительный заряд. При посыпании порошком, он заряжается отрицательно и притягивается к положительным частичкам белка.

Слайд 14.

Отрицательные ионы воздуха благоприятно влияют на наш организм: они создают хорошее самочувствие и настроение и являются профилактикой простудных и сердечно сосудистых заболеваний. Воздух в горах, в сосновом лесу или у водопада насыщен отрицательными ионами. Ионизировать воздух можно и дома. Перед вами люстра Чижевского, с помощью которой ионизируется воздух. Сейчас мы с вами находимся в ионизированной атмосфере, так что мы не только учимся, но и одновременно проводим профилактику заболеваний. Если человек устал или болен, на нем накапливается положительный заряд и вызывает плохое самочувствие. Коты и кошки помогают снять положительный заряд, т.к. их шерсть заряжена отрицательно.

Теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Для этого вернемся к поставленной цели.

Слайд 15.

Обсуждаются итоги занятия.

Рефлексия: Что на уроке было важным? Что было новым? Что было интересным?

Обсуждение отметок.

3. Домашнее задание.

Учитель: возможно мы с вами больше не увидимся, поэтому я даю вам задание почаще находится в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам «положительных» людей в общении с которыми вы получите положительное настроение и положительные эмоции, такие, которые я приобрела при общении с вами. Я благодарю вас за урок. Желаю удачи на следующих уроках. До свидания!

Слайд 16.

Читайте далее:  Самоанализ урока.
 

Оставьте свой комментарий:
Ваше имя:
Ваше мнение: 

Хехе
Но интересно
текст 08-01-2013


Хехе
Ничего не понила!!!(((
текст 08-01-2013


артема
фигова ламоты
текст 02-02-2012


учитель физики Елена
Замечательный урок
текст 24-01-2011


AlullyClous
Занятно-занятно, нигде раньше для такое не натыкался.
текст 25-12-2010


Прочитать все сообщения: 50
Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

Учебные материалы:

  Физические термины
  Рефераты по физике
  Физика инноваций
 Навигация:
Физика
Разработки уроков
Электризация тел
  

 
Уважаемые посетители!
Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
 
© 2005-2017 Physicam.Ru - Класс Физика уроки задачи решения и ответы егэ по физике» · Все авторские права защищены! ©
*при использовании материалов данного сайта обязательна установка прямой активной ссылки на http://www.physicam.ru