Рейтинг@Mail.ru
Физикам.Ру - теоретическая и практическая Физика
Домашняя Карта сайта Избранное
    • Педтехнологии
     Разработки уроков
    • Внеклассная работа
    • Подготовка к экзаменам
    • Профессиональное мастерство учителя
    • Кафедра естественных наук
    • Новости физики
    • Бесплатные рефераты новое!
А знаете ли Вы, что такое «» в Физике?

Магнитное поле. Сценарий урока.

Подробное описание действий учителя и учащихся на уроке.


 
 

Оформление кабинета: столы расставлены по группам, на каждом столе находятся приборы для исследовательской работы в группе (постоянный магнит, скрепки, компас) и учебники; на демонстрационном столе расположены приборы для демонстрации опыта Эрстеда (источник тока, выпрямитель, проводники, реостат, ключ, магнитная стрелка) и приборы для демонстрации магнитных линий (лист картона, полосовой магнит, металлические опилки); установлен проектор, экран, ноутбук.

Предварительная подготовка: на дом задается задание найти и прочитать материал о магнитных аномалиях.

1. Подготовка учащихся к работе:

1) Приветствие.

2) Определение отсутствующих.

3) Проверка готовности учащихся к уроку.

4) Активизация внимания учащихся.

Учитель: посмотрите на приборы, которые находятся у вас на столах, подумайте и скажите, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Ученик: магнитное поле.

11) Объявление темы урока.

Учитель: тема урока «Магнитное поле. Магнитное взаимодействие»

Слайд 1.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос), увязывание темы урока с содержанием предыдущих:

Учитель: прежде чем перейти к новой теме, давайте повторим тот материал, который понадобиться сегодня на уроке:

1) Взаимодействие тел может происходить при непосредственном контакте, например, действие ноги футболиста на мяч, или на расстоянии, например, взаимодействие Солнца и планет солнечной системы, или взаимодействие заряженных частиц. Посредством чего происходит взаимодействие на расстоянии?

Ученик: взаимодействие на расстоянии происходит посредством «поля»?

Учитель: 2) Что такое «поле»?

Ученик: «Поле» - это особая форма материи, осуществляющая взаимодействие тел на расстоянии.

Учитель: 3) Что является источниками гравитационного и электростатического полей?

Ученик: источником гравитационного поля является тело, обладающее массой, а источником электростатического поля является неподвижный заряд.

3. Создание проблемной ситуации и формулирование учащимися главного вопроса, связанного с ней.

Учитель: Источником гравитационного поля являются тела, имеющие массу, источником электростатического поля являются неподвижные частицы, обладающие зарядом, что является источником магнитного поля?

Слайд 2.

4. Определение плана работы и в процессе его реализации формулирование вариантов решения.

1) Определение плана работы.

Учитель: итак главный вопрос, на который мы должны ответить в течение урока – «Что является источником магнитного поля?», для этого мы будем работать по следующему плану:

► Изучение нового материала

1) Экспериментальная работа

2) История развития представлений о магнитном поле

3) Наблюдение линий магнитного поля

4) Опыт Эрстеда

5) Обсуждение главного вопроса урока

6)Магнитное поле в веществе

► Систематизация и закрепление нового материала:

Составление рассказа о магнитном поле по плану

► Применение нового материала в профессиональной деятельности

► Магнитные аномалии

► Подведение итогов урока

Слайд 3.

2) Экспериментальная работа (работа в группе по исследованию магнитного взаимодействия). Обсуждение результатов исследования.

Слайд 4.

Учитель: вы уже знакомы с магнитными взаимодействиями из своего жизненного опыта и из школьного курса физики, я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о магнитных взаимодействиях с помощью тех приборов, которые находятся у вас на столах.

Учащиеся работают с приборами, причем учитель не объясняет, какие именно опыты они должны проделать. Здесь очень важна самостоятельность учащихся. Они исследуют действие постоянных магнитов на металлические опилки, осуществляют взаимодействие магнитной стрелки компаса с полюсами магнита.

Ученики: магнитным полем обладают постоянные магниты, они могут притягивать металлические предметы, постоянные магниты имеют два полюса – северный и южный, одноименные полюса отталкиваются, разноименные – притягиваются.

3) История развития представлений о магнитных взаимодействиях (рассказ учителя).

Слайд 5.

Учитель: Свойство магнетита (или магнитного железняка) притягивать железные предметы было известно уже в глубокой древно¬сти. Слово «магнит» (от греч. magnes) означает название руды, добывавшейся в местности Магне¬зия еще 2500 лет назад. Магнетит — минерал (рис. 52), состоящий из FeO (31%) и Fe203 (69%).

Слайд 6.

Согласно китайской легенде император Хванг Ти (около 2600 лет до н. э.) вел войско в сплош¬ном тумане с помощью поворачивающейся вокруг оси магнитной фигурки, всегда смотрящей на юг. Начиная со II в. н. э. в Китае изготавливались по¬стоянные магниты, надолго сохраняющие маг¬нитные свойства. В XI в. магнитный компас стал использоваться в Европе.

Слайд 7.

В 1269 г. французский исследователь П. Марикур (псевдоним П. Перегрин) ввел понятие магнитного полюса. Помещая стальные иголки вблизи шара из магнетита, Перегрин заметил, что они испытывают наибольшее притяжение вбли¬зи двух диаметрально противоположных точек. Только вблизи полюсов иголка ориенти¬руется радиально. Магнит, изготовленный Пере¬грином в виде стержня, ориентировался в направ¬лении юг-север подобно стрелке компаса. Полюс, указывающий направление на север, назвали се¬верным (N), а на юг — южным (S). Опыты Перегрина показали, что одноименные магнитные полюса отталкивают друг друга, а разноименные притягивают.

Предполагая, что взаимодействие магнитов обусловливается магнитными зарядами, находя¬щимися на полюсах, Перегрин пытался их разде¬лить. Однако все его попытки получить магнитный монополь (магнитный заряд) не увенчались успехом. Каждый фрагмент разделенного магни¬та имел два полюса: северный и южный.

Слайд 8.

Рене Де¬карт обнаружил, что постоянный магнит дейст¬вует на мельчайшие железные опилки, насыпанные вокруг него, подобно Земле, ориентирующей магнитную стрелку компаса. Тем самым он показал, что в пространстве существует магнитное взаимодействие (поле).

4) Наблюдение линий магнитного поля (демонстрация учителем): под лист картона кладется постоянный магнит, и насыпаются железные опилки, которые располагаются по направлению магнитных линий. Обращают внимание учащихся на то, что эти линии соединяют северный и южный полюсы.

Учитель: Линии, образуемые магнитными стрелками или железными опилками в магнитном поле, стали называть силовыми линиями магнитного поля или линиями магнитной индук¬ции.

5) Магнитное поле Земли (исследование расположения магнитных полюсов относительно географических).

Учитель: Какой самый большой магнит вы знаете?

Учащиеся: наша планета.

Слайд 9.

Учитель: В 1600г. Уильям Гильберт, врач английской королевы Елизаветы I предположил, что Земля является большим есте¬ственным магнитом, а стрелки компаса (подобие иголкам в опыте Перегрина) указывают направление к его полюсам.

Определите с помощью компаса, где находятся магнитные полюса Земли.

Учащиеся (опытным путем и, проводя рассуждения, определяют): Северная стрелка компаса направлена на северный географический полюс, но так как одноименные полюса отталкиваются, а разноименные притягиваются, то можно сказать, что вблизи северного географического полюса находится южный магнитный и наоборот.

Учитель: Верно, магнитные полюса расположены под углом 11,50 по отношению к географическим полюсам.

12) Обсуждение вопроса «Что является источником магнитного поля?», выдвижение гипотез.

Учитель: У кого имеется предположение о том, что является источником магнитного поля?

Учащиеся Выдвигают гипотезы об источнике магнитного поля.

Учитель: На протяжении более четырех тысячелетий единственным практически используемым источником маг¬нетизма был магнитный железняк. Вплоть до начала XIX в. электричество и магнетизм считались физическими взаимо¬действиями, не связанными друг с другом. Предполагалось, что источником магнитного поля были магнитные частицы, подобно тому, как источником электрического поля являются заряженные частицы.

5. Проверка вариантов решения эмпирическим путем.

1) Наблюдение действия магнитного поля проводника с током на магнитную стрелку (опыт Эрстеда – демонстрация учителем).

Слайд 10.

Учитель: В 1820 г. было сделано одно из важнейших открытий в истории физики, когда Ханс Эрстед, профессор Копен¬гагенского университета, демонстрировал на лекции сту¬дентам нагревание проводника электрическим током. Эрстед обратил внимание на то, что стрелка компаса, случайно оказавшегося на столе под проводником, располагается в от¬сутствие тока параллельно проводнику, а при включении тока отклоняется почти перпендикулярно ему.

2) Ответ на главный вопрос урока.

Учитель: Что показывает опыт?

Учащиеся: Проводник с током создает магнитное поле, которое оказывает магнитное действие на магнитную стрелку.

Учитель: А что представляет собой электрический ток?

Учащиеся: Электрический ток – это упорядоченное направленное движение заряженных частиц, следовательно, магнитное поле создается движущимися заряженными частицами.

Учитель: Какие заряженные частицы создают магнитное поле в постоянных магнитах?

Учащиеся: Электроны, движущиеся вокруг ядра атома.

Слайд 11.

Учитель: Итак, магнитное поле создается движущимися заряженными частицами: электронами в атомах постоянных магнитов или электрическим током. А почему не все вещества поддаются намагничиванию, ведь все абсолютно вещества состоят из атомов, в которых движутся электроны?

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Учитель:

3) Магнитное поле в веществе (рассказ учителя)

Слайд 12.

Учитель: Подобно тому, как все вещества по проводимости тока делятся на диэлектрики, полупроводники и проводники, по способности к намагничиванию они делятся на диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Диамагнетики не поддаются намагничиванию, они создают поле, ослабляющее внешнее магнитное поле, парамагнетики – вещества, которые создают слабое магнитное поле, по направлению, совпадающее с внешним полем. Ферромагнетики легко поддаются намагничиванию. При помещении ферромагнетика во внешнее магнитное поле в нем образуются намагниченные области, образованные параллельной ориентацией собственных магнитных полей электронов соседних атомов. Эти области называются доменами. Ферромагнетики делятся на жесткие (длительное время сохраняющие намагниченность) и мягкие (теряющие намагниченность при отсутствии внешнего магнитного поля).

6. Систематизация и закрепление нового материала:

Слайд 13.

Для закрепления материала учитель предлагает составить рассказ по плану (план рекомендуется записать в тетрадь, возможно составление конспекта по учебнику):

  • а) Постоянный магнит.
  • б) Магнитные полюса, их взаимодействие.
  • в) Можно ли получить магнитный монополь?

    г) Как изображается магнитное поле на рисунке?

  • д) Магнитное действие электрического тока.
  • е) Что является источником магнитного поля?

    ж) Как делятся все вещества по способности к намагничиванию?

    7. Применение полученных знаний в новой ситуации на уроке и в ходе выполнения домашнего задания.

    1) Применение полученных знаний в новой ситуации:

    Учитель: Кто скажет, где применяется магнитное поле?

    Учащиеся выдвигают свои предположения.

  • а) электромагниты;
  • Слайд 14.

    Учитель: В электромагнитах используется катушка, которая создает магнитное поле. Для усиления магнитного поля внутрь катушки вставляется сердечник из мягкого ферромагнетика, который намагничивается в магнитном поле катушки. Электромагниты используются в промышленности в электрических машинах (трансформаторах, генераторах, электродвигателях) и в качестве электромагнитных подъемников.

    б) запись информации на жесткий диск;

    Учитель: А где используется свойство намагничивания в работе компьютера?

    Учащиеся: при записи информации на жесткий диск.

    Слайд 15.

    Демонстрируется анимация «Запись информации на жесткий диск».

    в) магнитные аномалии.

    Слайд 16.

    Обсуждение домашнего задания (учащиеся рассказывают о том, что они прочитали о магнитных аномалиях – северное сияние, магнитные бури, бермудский треугольник и т.д.)

    2) Рефлексия:

    Учитель:

    а) что на уроке было новым?

    б) что было главным?

    в) что было интересным?

    г) что вызвало затруднения?

    3) анализ работы, выставление оценок.

    4) Домашнее задание: §17,18, найти материал и подготовить сообщения о магнитных аномалиях.

    Читайте далее:  Магнитное поле. Литература.
     

    Оставьте свой комментарий:
    Ваше имя:
    Ваше мнение: 

    учитель года
    ну ничего, хорошо вполне
    текст 21-04-2014


    рома
    всё равно
    текст 14-02-2011


    рома
    help ме
    текст 14-02-2011


    Елена
    сжато,насыщенно,интересно
    текст 28-05-2010


    лизка
    а мне вообще пофик ха-ха-ха
    текст 13-05-2010


    Прочитать все сообщения: 13
    Понравилась страничка? Поделись с друзьями:

    Учебные материалы:

      Физические термины
      Рефераты по физике
      Физика инноваций
     Навигация:
    Физика
    Разработки уроков
    Магнитное поле. Магнитное взаимодействие
      

     
    Уважаемые посетители!
    Новые материалы и разделы сайта добавляются постепенно - следите за обновлениями...
     
     
    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
     
    © 2005-2019 Physicam.Ru - Класс Физика уроки задачи решения и ответы егэ по физике» · Все авторские права защищены! ©
    *при использовании материалов данного сайта обязательна установка прямой активной ссылки на http://www.physicam.ru